Русский Русский English English

Стереоустройства (перечень)

Основная цель любого стереоскопического устройства - вывод каждого ракурса стереопары отдельно на левый и правый глаз. Существует 5 основных методов, которые составляют основу для таких устройств - это:

  • спектральное разделение ракурсов - основан на способности человеческого мозга восстанавливать цвет (анаглиф, Dolby3D);
  • поляризационное разделение ракурсов (Zalman, IZ3D, Planar,...);
  • зеркальное сведение ракурсов, физически расположенных неправильно (Planar,...);
  • миниатюризация ракурсов, так что ракурсы физически располагаются напротив глаз (шлемы виртуальной реальности, проекция на сетчатку глаза);
  • временное разделение ракурсов - основан на большой инертности сетчатки глаза (затворные очки СТЭЛ, eDimensional, NVIDIA 3DVision, X3D).

В данной статье перечислены наиболее популярные на сегодня стереоустройства.

Анаглифные очки

Red-Cyan glasses

Достоинства:

  • пассивные очки;
  • полное разрешение (эквивалентно моно-режиму);
  • возможно изготовление в домашних условиях;
  • совместимо с любыми цветными дисплеями;
  • доступно для типографии;

Недостатки:

  • сильная потеря цветопередачи;
  • сильная нагрузка на глаза, быстрая усталость;

Принцип разделения ракурсов - спектральный. Наиболее популярны красно-голубые очки (одно стекло фильтрует красные цвета, другое - голубые). Изображение на мониторе представляет собой сумму двух ракурсов, каждый из которых был проведён через противоположный спектральный фильтр (вырезается часть цветовых компонент). Очки распространены в пластико-картонном (одноразовые для кинотеатров, книжек) и стеклянном (как обычные очки) вариантах

Где можно купить:

  • корпорация СТЭЛ;
  • идут в комплекте с анаглифными журналами / книжками;
  • выдаются на сеансах со стереофильмами в не специализированных кинотеатрах;
  • идут в комплекте с некоторым фотооборудованием (например мне встретились в комплекте с флеш-картой для Olimpus);

Подробнее

Затворные очки
NVIDIA 3DVision, eDimensional, X3D, СТЭЛ...

NVIDIA 3Dvision

Достоинства:

  • полное разрешение стереоизображения (такое же как и в монорежиме);
  • относительно низкая стоимость самого устройства;

Недостатки:

  • понижение контраста;
  • низкая совместимость - только ЭЛТ мониторы, 120герцовые ЖК мониторы, ряд проекторов и плазменных дисплеев;
  • гхостинг (взаимопроникновение ракурсов) при специфических условиях;
  • мерцание на подавляющем большинстве дисплеев и / или окружающего освещения (как следствие - быстрая утомляемость глаз);
  • трудности программной поддержки;
  • неудобные провода (для проводных комплектов) или смена / подзарядка батарей (для беспроводных комплектов);

Принцип разделения ракурсов - временной. Такие очки управляются контроллером, являющийся посредником между очками и видеокартой.

Затворные очки появились очень давно и продавались целым рядом компаний. Однако сегодня единственным практичным для домашнего использования выбором являются очки NVIDIA 3D Vision. Появившись в 2009 году, комплект контроллера и очков вытеснил решения других компаний за счёт агрессивной политики поддержки стереовывода на стороне видеодрайверов.

Подробнее

Мониторы с чересстрочной сменой поляризации
LG, Zalman, Hyundai

Zalman ZM-M220W

Достоинства:

Недостатки:

  • вдвое меньшее разрешение в стереорежиме;
  • чересстрочность мозолит глаза;
  • малые углы вертикального и горизонтального просмотра (разрушается стереоизображение);

На монитор выводится чересстрочная стереопара (горизонтальные полосы), где чётная строка содержит правый ракурс, а нечётная - левый. На дисплей нанесена специальная плёнка, преобразующая линейно-поляризованный свет в свет с круговой поляризацией с разным направлением для чётных и нечётных строчек. Поляризационные очки разделяют ракурсы для каждого глаза.

iZ3D монитор

IZ3D

Достоинства:

  • пассивные очки (линейная поляризация);
  • собственный качественный стереодрайвер от производителя;
  • полное разрешение (эквивалентно монорежиму);
  • 3 пары очков в комплекте;

Недостатки:

  • лёгкая размазанность изображения в монорежиме;
  • нарекания на гхостинг в стереорежиме;
  • наклоны головы разрушают стереовосприятие (из-за линейной поляризации);

В отличие от чересстрочный мониторов, где для каждой строчки поляризация постоянна, в iZ3D поляризация управляемая (похожий способ используется в профессиональных мониторах Perceiva DSD190 от MacNaughton, Inc.). Монитор представляет собой некий бутерброд из двух матриц - одна для вывода изображения, а вторая для управления поляризацией. По хитрому или не очень хитрому алгоритму происходит разделение ракурсов опять же с помощью поляризационных очков (линейная поляризация). Использование программного преобразования стереопары в специальный формат для передней и задней ЖК панелей повышает нагрузку на компьютер, но обходится гораздо дешевле аппаратного преобразования на стороне монитора. Целевая группа потребителей - игроки, что делает оправданными повышенные требования к видеоподсистеме, некоторые проблемы с гхостом, линейную поляризацию.

Зеркальные системы
Planar, StereoPixel lcReflex

planar SD2620W

Достоинства:

  • пассивные очки (линейная поляризация);
  • полное разрешение (эквивалентно моно-режиму);
  • высокое качество стереоизображения;
  • возможность сборки в домашних условиях;

Недостатки:

  • высокая цена (2 монитора);
  • громоздкость конструкции, шаткость;
  • обзор ограничен размерами зеркала;
  • наклоны головы разрушают стереовосприятие (из-за линейной поляризации);

Основа зеркального метода - два обычных (моноскопических) одинаковых монитора и зеркало между ними. Мониторы и зеркало располагаются под специальным углом таким образом, чтобы отражённое в зеркале изображение от одного монитора совпадало с изображением другого монитора. В случае использования прозрачного зеркала и вертикальной стойки для мониторов для разделения ракурсов используются поляризационные очки.

Существует ещё один вариант такой системы с использованием обычного непрозрачного зеркала и горизонтального расположения мониторов. В этом случае очки уже не нужны, однако голова в таком случае должна быть фиксирована в одном положении для схождения ракурсов. Такая конструкция проще вертикальной (нет необходимости в стойках для мониторов), но не практична, поэтому используется только для экспериментов (для такой сборки подойдёт обычное зеркало в вашей ванной комнате и немножко терпения!).

Где можно купить:

Подробнее

Автостереоскопические мониторы
SeeReal, Philips

Достоинства:

  • нет необходимости в очках;

Недостатки:

  • вдвое меньшее разрешение в стереорежиме (по горизонтали);
  • чересстрочность мозолит глаза;
  • инверсия ракурсов при смещении положения головы;
  • высокая стоимость;

Шлемы виртуальной реальности
HTC Vive, Oculus Rift, eMagin Z800 3DVisor, Vuzix VR920, СТЭЛ 3DS-GDM,...

planar SD2620W

Достоинства:

  • высокое качество стереоизображения без гхоста;
  • свобода движения головы;
  • часто оборудуются трекером (полезен в симуляторах) и наушниками;
  • глубокое погружение в виртуальную реальность;

Недостатки:

  • высокая цена;
  • низкое разрешение (для моделей доступных по цене - 800x600 и 640x480);
  • индивидуальный просмотр;
  • появление 'туннельного' эффекта для шлемов с дисплеями малых размеров;

Шлемы виртуальной реальности стоят особняком от других стереоустройств. Принцип действия технически прост и эффективен - для каждого глаза отдельный дисплей, что делает его идеальным для полного погружения в виртуальную реальность.

Copyright © Kirill Gavrilov Tartynskih, 2008-2023